Мы начинаем серию публикаций, посвященных изменениям, которые произойдут или вероятно произойдут после присоединения России к ВТО.
Эти публикации имеют целью психологическую и информационную подготовку к работе в новых условиях российских предпринимателей, деятельность которых в той или иной степени связана со сферой компетенции Россельхознадзора в плане осуществления ветеринарного надзора и контроля, и адресованы, прежде всего, именно им.
Как всегда в таких случаях, на форуме мы откроем тему, которая так и будет называться «Дела наши ВТОшные». Там вы сможете задать вопросы, обсудить то, что вам интересно по этой теме.
С наилучшими пожеланиями Н. Власов
Все статьи едиториала:
- ВТОшные дела 0. Общая информация.
- ВТОшные дела 1. Аудиты официальных систем надзора.
- ВТОшные дела 2. Иные (не аудит) системы допуска продукции, производимой за рубежом, на внутренний рынок России.
Последняя статья:
ВТОшные дела 2. Иные (не аудит) системы допуска продукции, производимой за рубежом, на внутренний рынок России (Н. Власов)
Естественно, вводя в арсенал наших возможностей аудиты зарубежных официальных систем надзора, мы не могли ограничиться лишь им.
Причины этого вполне очевидны.
Например, такая.
С 01 такого-то-месяца мы «полностью» в ВТО и начинает действовать система допуска зарубежной продукции на основе аудитов официальных систем надзора.
Соответственно все иные способы доступа перестают работать. От начала аудита конкретного сектора конкретной страны до его завершения в типичном варианте проходит не менее 1 года, в среднем – 2 года. И что, на это время прекратить всякий импорт? Очевидно, что это не возможно.
Или вторая задачка.
Дано:
у нас более 160 стран – торговых партнеров.
Ни кто из них не прошел аудит.
Средний темп работ по проведению аудита (из данных работы наших европейских коллег) составляет 2 человекогода на один сектор одной страны.
Средняя продолжительность работ по одному сектору производства одной страны — 2 года.
В соответствующем отделе Россельхознадзора работает 5 человек (которые занимаются далеко не только аудитами и которых приказано сократить на 20%)..
Спрашивается: через какой промежуток времени будет аттестована половина стран – партнеров?
Ответ: при имеющихся ресурсах (прежде всего кадры) через 512 лет (если будет упомянутое сокращение, то через 616 лет).
По этой причине мы обозначили аудит как основной механизм предоставления доступа, но в качестве вспомогательного оставили действующие механизмы, которых числом два с половиной. Вот о них сейчас и речь.
Первый из этих механизмов хорошо известен потому, что мы его используем уже много лет. Это проверка предприятия – потенциального экспортера на соответствие российским требованиям (проверяется продукция, процессы производства и место производства). Те предприятия, которые прошли проверку, попадают в реестр зарубежных предприятий-экспортеров. С момента попадания в реестр они могут поставлять свою продукцию в Россию. Тут много комментировать смысла нет поскольку все всё знают. Отмечу лишь, что этот способ доступа мы оставили и для того, чтобы не чинить препятствий товарообороту, и для того, чтобы была возможность поддерживать торговлю с теми странами, которые ЗАВЕДОМО не могут успешно пройти аудит.
Однако, этим методом также обойтись нельзя поскольку (1) он весьма и весьма затратен и не может обеспечить требующегося для бизнеса темпа работ, поскольку подготовка международных инспекций это долго, а оплата расходов на их проведение – весьма дорога.
По этой причине мы будем использовать еще один метод и также использовали его в прошлом. Этот метод — проверки предприятий третьей страны – экспортера силами госветслужбы этой страны. Причем проверка производится на соблюдение исполнения РОССИЙСКИХ требований.
Именно российских, а не, как в случае аудита, — на исполнение требований третьей страны, которые признаны ЭКВИВАЛЕТНЫМИ российским – обеспечивающими тот же уровень биологической и пищевой безопасности, как и российские.
В результате проверок госветслужбой страны-экспортера формируется некий список предприятий – экспортеров, который пересылается нам вместе с гарантиями госветслужбы страны – экспортера о том, что все они соответствуют российским требованиям. Мы помещаем эти предприятия в Реестр предприятий третьих стран под гарантии страны – экспортера.
Затем в плановом порядке мы проводим через какое-то время проверку небольшой части этих предприятий. Если большая часть из них соответствует российским требованиям, то все счастливы, и вся система продолжает работать. Если нет – начинаем разбор ситуации вплоть до отзыва у страны-экспортера права предоставлять такие гарантии по причине их необоснованности.
Этот метод мы будем использовать на основе анализа риска.
Т.е., если мы имеем обширный и положительный предыдущий опыт торговли с ЭТОЙ страной ЭТОЙ продукцией, то право предоставления гарантий будет предоставлено. Если с ДАННОЙ продукцией связан НИЗКИЙ уровень риска, то право предоставления гарантий будет предоставлено.
За половинку метода принимаем метод номер 2 (включение под гарантии госветслужбы страны-экспортера), но с маленькой модификацией.
Этот метод рассчитан на то, что он будет использоваться в случае НЕ ВПОЛНЕ удачного аудита зарубежной официальной системы надзора. Т.е. в случаях, когда функции свои госветслужба страны-экспортера исполняет хорошо и добросовестно, но значительная часть предприятий ДАННОГО сектора не в состоянии выполнять требования Российской Федерации, а требования страны-экспортера отличаются от наших. Тогда по результатам такой проверки госветслужбе страны-экспортера может быть предоставлено право предоставлять гарантии.
Вот с использованием такого арсенала мы рассчитываем, что переход от старой системы предоставления доступа на наш внутренний рынок к новой пройдет плавно, без ненужных рывков и проблем для бизнес сообщества.
Еще раз напоминаю, что все эти нововведения не будут означать уменьшения уровня безопасности импортируемых товаров, поскольку, кроме методов предоставления зарубежным предприятиям — экспортерам доступа на наш внутренний рынок, есть и другие ветеринарные меры, о которых мы поговорим в следующий раз.