- Об Управлении
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Публичные мероприятия
- Госуслуги
- Экспорт/импорт
- Информационные системы
- Объекты надзора
- Планы проверок (КНМ)
- Порядок обращения с пестицидами и агрохимикатами
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Перечни объектов федерального государственного контроля
- Установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Об Управлении
- Деятельность
- Контроль и надзор
- Публичные мероприятия
- Госуслуги
- Экспорт/импорт
- Информационные системы
- Объекты надзора
- Планы проверок (КНМ)
- Порядок обращения с пестицидами и агрохимикатами
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Перечни объектов федерального государственного контроля
- Установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Побочные продукты животноводства
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная Вопрос-ответ ОЗНиКзаОсП
Вопрос: Я являюсь главой КФХ могу ли я торговать сельхозпродуктами на своих участках?
Ответ: 17 декабря вступает в законную силу Федеральный закон от 06.12.2021 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Федеральному закону крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы вправе реализовывать на используемых ими земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данных земельных участках, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям.
Требования к помещениям, используемым для реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения допускается без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.
Что это значит, теперь фермеры могут торговать овощами, фруктами, молоком, яйцами, медом и т. п. на своих земельных участках. Они вправе установить отдельный прилавок, павильон, киоск и т. п. либо выделить место в каком-либо из помещений. Тем самым они смогут привлечь покупателей, которые располагаются неподалеку и хотят непосредственно у производителей приобретать самые свежие овощи, молочные товары, мясо. Но есть и ограничения для реализации продуктов на фермерских участках: торговый объект должен быть не стационарный, его можно будет разместить на любых землях, кроме пашни, мелиорированных земель или особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Почвенный слой в любом случае нарушать нельзя.
В правительстве надеются, что такая мера позволит фермерам и кооперативам существенно снизить издержки.
Вопрос: Может ли землепользователь избежать плановой проверки и уменьшить риск своему земельному участку?
Ответ: В зависимости от присвоенной категории риска определяется периодичность плановых проверок, а именно: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет. В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Так в 2021 году Управлением Россельхознадзора по Амурской области в рамках осуществления земельного надзора проверено 10 земельных участков сельскохозяйственного назначения используемых юридическим лицом, расположенных в Ивановском районе Амурской области. По результатам проверки установлено, что при использовании земельными участками сельхоз товаропроизводителем выполняются все требования Федерального законодательства: участки введены в оборот на всей площади, используются для выращивания сельскохозяйственных культур с применением севооборотов, применение агрохимикатов ведется с учетом сведений об агрохимическом обследовании почв.
В связи с отсутствием при проведении плановой проверки нарушений обязательных требований категории рисков ранее присвоенные 10 земельным участкам были снижены с категории среднего риска до умеренного риска. Теперь следующая проверка данной организации будет не через три года, а только через пять лет, и если и новая проверка покажет, что сельскохозяйственные угодья работаю по всем правилам, больше проверять хозяйство не будет оснований, т.к. категория риска перейдёт в низкий риск, не подлежащий плановой проверке.
Таким образом, от деятельности самих землепользователей зависит сколько раз и с какой периодичностью их будут проверять.
Вопрос: Почему не всегда выносится предупреждения за неиспользования сельскохозяйственных угодий?
Ответ: В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа может быть заменена предупреждением, в случае трёх условий:
1. если поднадзорный объект (нарушитель) является субъектам малого и среднего предпринимательства;
2. привлекается к административной ответственности впервые;
3. отсутствует причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, в т.ч. почве как объекту окружающей среды.
Вопрос: Магистральный трубопровод проходит по участку смежному с моим земельным участком, какой будет риск будет присвоен моему земельному участку средний или умеренный? И как часто ждать проверки?
Ответ: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 утверждены критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственного земельного контроля (надзора), согласно пункта 2 пп б земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы, относятся к умеренной категории риска. Если по Вашему участку трубопровод не проходит, и отсутствуют другие отнесения к категории среднего и умеренного риска, ваш участок будет отнесён к низкой категории риска и плановых проверок не будет.
Вопрос: Я глава КФХ и планирую заниматься разведением рыбы, для этого собираюсь выкопать пруд-копань, но хочу уточнить, что это с точки зрения законодательства?
Ответ: Для начала разберёмся в терминологии. Согласно п.4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Пункт 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ дает окончательный перечень водоемов — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. ГОСТ 19179-73 дает следующие термины:
— Водоем — водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах и искусственные водоемы – специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности;
— Водохранилище — искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока;
— Пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км.
Согласно ГОСТ 19179-73, пруд – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока площадью не более 1 кв. км. Также ГОСТ 19179-73 дает понятие пруд-копань — небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Таким образом: ПРУД – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке или в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей площадью не более 1 кв. км.
Вопрос: Поясните пожалуйста по каким правилам создаётся пруд-копань?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов применяются соответственно законодательство о недрах, водное законодательство.
Согласно подп. 1 и 3 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право:
— использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков — это лица, являющиеся собственниками земельных участков.
Согласно ст. 15 и ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) и государственной собственности, т.е. в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).
Согласно п. 1 и п.2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водоемами являются озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
Согласно ч.2 и ч.6 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. В соответствии с преамбулой Закона «О недрах», данный закон регулирует отношения, возникающие в том числе, в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования подземных вод.
Согласно ч.1 и ч.3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса.
Таким образом, использование водного объекта: пруд-копань попадает под правила водопользования водным объектом.
Вопрос: Допустима ли организация пруда-копани на землях категории сельскохозяйственного назначения?
Ответ: В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статья 4 Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон № 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Частью 1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).
Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях категории сельскохозяйственного назначения, кроме сельскохозяйственных угодий в составе таких земель.
Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?
Ответ: В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды-копани являются водными объектами.
Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В силу п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и п.п. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с п.п. «л» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.
Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (вместе с «Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания») (далее — Правила), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — заявители), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Таким образом, для получения разрешения на создание пруда-копани на землях категории сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, необходимо иметь земельный участок категории сельскохозяйственного назначения на праве собственности и обращаться в Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству по адресу: 680021, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 4, или в Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Амурской области Амурского территориального управления Росрыболовства по адресу: Благовещенск, ул. Чайковского, 1 (оф. 301-303).
Вопрос: Я физическое лицо - собственник земельного участка, по которому проходит часть осушительной системы общего пользования, но эта же осушительная система проходит и по другим земельным участкам, смежным с моим. Объясните пожалуйста, кто в этой ситуации должен содержать мелиоративную систему и производить ее ремонт?
Ответ: При распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель. (ст. 28 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»).
Вопрос: На моём участке сельскохозяйственного назначения расположен лес, который я планирую использовать. Скажите пожалуйста должен ли я уведомлять об этом контролирующие органы. Если да, то какой орган, в какой срок и в какой форме я должен уведомить об использование лесов на землях сельскохозяйственного назначения?
Ответ: Правообладатель, в течение 2 лет с 1 октября 2020 года – даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или с даты регистрации права на соответствующий земельный участок, вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Вопрос: Как получить земли сельхозназначения в пользование?
Ответ: Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019), передается в собственность или аренду использующей его сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству без проведения торгов в случае, если сельхозорганизация или КФХ обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не превышающем 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях на условиях, предусмотренных п. 5.1 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Аналогичная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопрос: Предприятие имеет лицензию на добычу полезных ископаемых (пользование недрами), однако месторождение находится на землях сельскохозяйственного назначения, когда можно приступить к работам?
Ответ: В соответствии с действующим законодательством, права на участки недр отделены от прав на земельные участки. При предоставлении участков недр не производится автоматического предоставления владельцу лицензии прав на соответствующий земельный участок. Вместе с тем, недропользователь имеет право в специальном порядке получить право пользования земельным участком, расположенным над участком недр.
Действующим земельным законодательством предусмотрен закрытый перечень прав на земельные участки, при этом только лица, обладающие данными правами, могут осуществлять землепользование на данном участке. Кроме того, предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Таким образом, действующее земельное законодательство требует надлежащего оформления прав на используемый земельный участок.
Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи золота запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».
Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (п.п. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). Такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.
Вопрос: Можно ли рубить древесную растительность на землях сельскохозяйственного назначения?
Ответ: Согласно письма Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 «О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения», Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Необходимо отметить, что частью 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель», культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.
Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.
Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях, в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.
С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.
Вопрос: Проверить использование земли по назначению могут на любом огороде?
Ответ: К сожалению, проверить использование земли на любом огороде невозможно, так как действие Федерального закона не распространяется на садовые, огородные земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Основным объектами надзора Управления являются сельскохозяйственные угодья, а именно пашни, сенокосы, пастбища, предоставленные для сельскохозяйственного производства, в том числе паевые земли.
Вопрос: В каких случаях землю у хозяина могут забрать?
Ответ: У хозяина могу забрать земельный участок в случае, он используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде; в течение трех и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ.
Таким образом, чтобы избежать изъятия земельного участка, необходимо принимать меры по его обработке, либо устранить факты ненадлежащего использования.
Согласно Федеральному закону земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.
Вопрос: Что с изъятой землёй делают потом? Кому отдают?
Ответ: В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов, орган исполнительной власти субъекта РФ в отношении этого земельного участка обеспечивает проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Законом об обороте.
Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является его рыночная стоимость или кадастровая стоимость, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее, чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.
Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом, установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.
Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные. Цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
В случае если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов.
Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом.
Вопрос: Какие постройки можно возводить на землях сельскохозяйственного назначения, можно ли построить жилой дом?
Ответ: На сельскохозяйственных угодьях пашнях, сенокосах и пастбищах строительство жилых домов не предусмотрено Федеральным законодательством, а следовательно запрещено.
Если говорить в целом о землях сельскохозяйственного назначения, то п.11 ст.85 Земельного Кодекса РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений.
Строить жилой дом на сельскохозяйственных землях возможно в пределах территории садово-некоммерческого товарищества. Фактически это те же самые отмененные в 2019 году дачи, только с уклоном на ведение садоводства. Садовый дом должен быть признан капитальным и введен в эксплуатацию. При этом могут возникнуть проблемы с пропиской и коммуникациями.
На землях, отведенных под фермерские хозяйства так же можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство, как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством.
На землях, находящихся за пределами поселений и отведенных под формирование личного подсобного хозяйства под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка. Но и в этом случае основным условием остаётся использование земли по назначению.
Вопрос: Какими мерами земли приводятся в пригодное состояние – только предписаниями и штрафами?
Ответ: Да, основным способом приведение земель в пригодное состояние является выполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения.
С 2017 года Управление использует еще одну профилактическую меру, за исключением случая, если со стороны лица допущен вред жизни и здоровью граждан, а также вред животным, растениям, окружающей среде, направления предостережения лицам, допустившим нарушения обязательных требований нормативно правовых актов.
В этом документе указывается на необходимость устранения всех нарушений в установленные сроки и уведомления об этом Управления Россельхознадзора по Амурской области.
Если получатель предостережения этого не сделает, то в последующем при проведении проверки и выявлении нарушения он будет подвергнут административному штрафу.
Управлением ежеквартально проводятся публичные обсуждения правоприменительной деятельности по всем направлениям контроля и надзора.
Эти мероприятия открыты, любой может на них присутствовать и ознакомиться с докладами ответственных работников, узнать о нововведениях в регулируемых сферах и придерживаться правомерного поведения при использовании земель в сельском хозяйстве.
Вопрос: Если на земельном участке расположена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, как это повлияет на почву?
Ответ: Свалки твердых бытовых отходов негативно влияют на плодородие почв, которое является сложной системой, где все процессы взаимосвязаны. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потерю ценных её качеств, что снижает продуктивность растений.
Наличие свалок на землях сельскохозяйственного назначения приводит к химическому и биологическому загрязнению почв, снижению содержания органических веществ, образованию биогаза и уплотнению грунта. Загрязняющие вещества вызывают гибель живых организмов, вырабатывающих гумус, соответственно снижается плодородие почв. Биогаз вытесняет воздух, присутствующий в верхних слоях почвы, в результате чего у большинства растений, растущих вблизи свалки (особенно у культурных растений), задерживается рост, и они могут даже погибнуть из-за снижения количества кислорода в корнеобитаемом слое. Также с течением времени под свалками происходит уплотнение грунта, меняется механический состав и другие физические свойства почвы.
К тому же занятые свалками земли автоматически выводятся из сельскохозяйственного оборота, то есть не используются по назначению.
Вопрос: Каков срок проведения рекультивации и консервации земель и каким документом он определяется?
Ответ: Срок проведения работ по рекультивации и консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен превышать 15 лет для рекультивации земель и 25 лет для консервации земель.
Вопрос: Чем подтверждается факт завершения работ по рекультивации земель?
Ответ: Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»(далее Правила) .
Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил. Обязательным приложением к акту являются:
а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;
б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
Вопрос: Будет ли являться нарушением, если сенокос распахать под пашню?
Ответ: Согласно статье 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья представлены пашней, сенокосами, пастбищами, залежами и землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Ранее данный нормативный акт содержал требование использования земельного участка так же в соответствии с разрешённым использованием, на сегодняшний день данное требование утратило законную силу.
В случае, если в правоустанавливающих документах на право использования земельным участком установлен вид целевого использования для сельскохозяйственного производства, а так же документами не предусмотрено, что земельный участок должен использоваться исключительно в качестве сенокоса, то использования этого участка под пашню не противоречит действующему законодательству.
Если же правоустанавливающие документы устанавливают исключительно использование для сенокошения, то распашка сенокосов под пашню не допускается.
Вопрос: Что такое экспликация земельного участка?
Ответ: В переводе с латинского «explication» означает «разъяснение». Экспликация земель – это подробная расшифровка условных знаков, количественные и качественные характеристики земельных наделов.
Вопрос: Как выглядит экспликация?
Ответ: Все характеристики земель, отраженных на плане, заносятся в специальную таблицу. Она оформляется как приложение к плану, чертежу, карте или схеме.
Как правило таблица экспликации земель представляет собой свод справочных материалов включающих следующую информацию: общая площадь земель; площади отдельных участков; разъяснение специальных условных обозначений; технические характеристики всех объектов, расположенных на участке.
При использовании земель категории сельскохозяйственного назначения важно знать деление земельного участка именно по сельскохозяйственным угодьям.
Вопрос: Где можно взять экспликацию земель?
Ответ: Экспликацию земельного участка можно запросить из фонда данных Управления Росреестра по Амурской области.
Вопрос: Если пашню использовать под сенокос или пастбище будет ли это нарушением?
Ответ: Основная задача использования сельскохозяйственных угодий является недопустимость сокращения площади пашни. Согласно ст. 13 Земельного кодекса Р.Ф. в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны своевременно проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. В случае не соблюдения данного требования предусмотрена административная ответственность по ч. 2. ст. 8.7. КоАП РФ с наложением штрафных санкций на граждан от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, на юридических лиц от 200 тыс. рублей до 400 тыс. рублей. Согласно ст. 42. Земельного кодекса Р.Ф. собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Не соблюдения данного требования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей. К признакам неиспользования пашни, согласно Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 относятся: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. Следовательно использование пашни под сенокос или пастбище является нарушением за которое согласно Кодекса об административной ответственности предусмотрены штрафные санкции.
Вопрос: Мне выдали предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения, но в указанный срок устранить не представляется возможным. Можно ли продлить срок устранения нарушений?
Ответ: С таким вопросом всё чаще обращаются землепользователи в отдел земельного надзора Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области разъясняет, что Предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.
В соответствии с пунктом 121 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства письмом территориального органа Россельхознадзора сообщается о принятом решении:
- решение об удовлетворении ходатайства и продление срока исполнения предписания принимается — в случае, если нарушителем предъявлены объективные причины невозможности исполнения предписания в установленный срок и принимаются все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения;
- решение об отказе в ходатайстве и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения — в случае, если в установленный предписанием срок нарушение возможно, устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения. В решении указываются причины, послужившие основанием для отказа в ходатайстве, направляется письмом территориального органа Россельхознадзора.
Вопрос: По истечении какого срока земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят, если он не используется для сельскохозяйственного производства?
Ответ: 03 июля 2016 г. принят Федеральный закон от № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации». Сокращен (с пяти до трех лет) срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. В данный срок, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Вопрос: Какой штраф предусмотрен, если выявлено нарушение по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ?
Ответ: Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Вопрос: Может ли Управление Россельхознадзора привлечь к ответственности собственника неиспользуемого дачного или садоводческого участка, а председателя садоводческого товарищества – за не обеспечение вывоза мусора, что приводит к стихийным свалкам?
Ответ: В соответствии с пп. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 02 января 2015 года №1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно ст. 1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г., «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство,
ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пп. «г» п. 3 Положения, надзор за соблюдением требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
Согласно пп. «б» и «г» п. 5 вышеназванного Положения государственный земельный надзор за соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, а также требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Вместе с тем, согласно ст. 26 ФЗ № 66 от 16.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», В целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения, а также в целях охраны памятников и объектов природы, истории и культуры на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрании уполномоченных) может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, которая работает под руководством правления такого объединения.
Вопрос: Обязаны ли арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения проводить ахрохимическое обследование полей перед применением агрохимикатов?
Ответ: Ст. 8 ФЗ РФ от 16.07.1998 г. № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает обязанность по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения арендаторов наравне с собственниками.
Пункт 2.19 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2010 г. N 17) применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий.
Пункт 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения» предусмотрено, что охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов.
Вопрос: Как отказаться от земельного участка в случае невозможности использования его по целевому назначению?
Ответ: В случае невозможности использования земельного участка по целевому назначению, собственник вправе добровольно отказаться от него.
Процедура отказа от земельного участка значительно упрощена. В настоящее время отказ от земельного участка не зависит от воли или желания муниципальных органов, достаточно того, чтобы собственник написал заявление.
В соответствии со статьей 53 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 статьи 53 Кодекса документов следующие документы:
— копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
— кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
— документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 статьи 53 Кодекса, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с Кодексом.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 статьи 53 Кодекса.
Следует помнить, что в случае отказа от земельного участка необходимо обратить внимание на возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями. Согласно статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
Вопрос: В каких случаях земельный участок из земель сельхозназначения, находящийся в собственности, подлежит принудительному изъятию?
Ответ: Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в случае, если земельный участок используется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.
Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Также такой участок принудительно может быть изъят у собственника, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, чтобы избежать изъятия земельного участка, необходимо принять меры и обрабатывать земельный участок, либо устранить факты ненадлежащего использования земельного участка.
Вопрос: Если в одном кадастровом номере несколько полей и в одном поле больше десятка кадастровых номеров, как добавить в программу ФГИС «Сатурн»?
Ответ: Регистрируются именно земельные участки и как площадки, и как поднадзорные объекты. Это означает, если в границы одного поля входит несколько земельных участков, то регистрируется несколько земельных участков как площадки и поднадзорные объекты; если один земельный участок входит в границы нескольких полей, то регистрируется один земельный участок как площадка и поднадзорный объект.
При желании, если границы поля не совпадают с границей земельного участка, при регистрации земельного участка, который входит в поле, где применяются пестициды, можно внести в дополнительную информацию сведения о поле.
Таким образом, в названии площадки и поднадзорного объекта указывается «Земельный участок КН: АА:ВВ:CCCCСCC:КК»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию